Информация по статье «Суды и потерянные миллиарды: как АО «Эмбамунайгаз» выбирает подрядчиков»
Касательно «Услуги по содержанию и обслуживанию общежитий, административно-бытовых зданий АО «Эмбамунайгаз» и прилегающей к ним территории», проведенной в рамках закупочной категорийной стратегии (далее – ЗКС), АО «Эмбамунайгаз» (далее – Общество) сообщает следующее.
Срок оказания комплексных услуг по содержанию и обслуживанию общежитий и административно-бытовых зданий, осуществляемых по договору от 05.11.2021 г. (далее-Договор), заключенного между Обществом и фирмой-подрядчиком N (далее-Фирма N), завершился 31.12.2023 г.
Пунктом 16.2. Договора предусматривалось, что при достижении определенных в Договоре показателей, Общество имеет возможность начать переговоры по пролонгации Договора сроком на 1 год (по принципу «1+1»). Важно отметить, что данное условие Договора является правом Общества и не предусматривает обязательство по продлению срока действия Договора.
Практика исполнения Договора показывает, что Фирма N не в силах оказывать весь перечень необходимых услуг по Договору, что подтверждается неоднократными нареканиями (в количестве: за 2022 г. – 58, за 2023 г. – 33 писем обращений) на качество оказанных услуг в течение срока действия Договора и привлечением субподрядных организаций на оказание нижеследующих услуг:
- услуги по стирке текстильных изделий;
- ремонт бытовой техники;
- услуги по техническому обслуживанию лифтов административного здания;
- услуги по общей наружной чистке здания (мойка окон и фасада);
- услуги по вывозу жидких бытовых отходов;
- услуги по вывозу твердых бытовых отходов;
- абонентская плата за услуги спутникового телевидения с техобслуживанием спутникового телевидения;
- ремонт и модернизация общежитий и административно-бытовых зданий.
В этой связи, с 2024 г. Обществом принято решение о разделении услуг, входящих в периметр ЗКС и проведении по каждому виду услуг отдельных процедур закупок в целях определения соответствующих поставщиков на конкурентной основе, как это проводились Обществом ранее до ЗКС.
При этом, в соответствии с условиями тендерной документации для работников, задействованных на объектах Общества, был установлен приоритет по последующему их найму для оказания услуг победителем открытого тендера, что исключает возможную социальную напряженность в регионе.
По результатам проведенного открытого тендера по закупке «Услуги по содержанию и обслуживанию общежитий, административно-бытовых зданий АО «Эмбамунайгаз» и прилегающей к ним территории» победителем на основании наименьшего ценового предложения признано ТОО «Мейрәлі» (в данном открытом тендере участвовали 14 потенциальных поставщиков), которое приняло на работу всех изъявивших желание трудоустроиться работников Фирмы N в количестве 470 человек, ранее работавших в подведомственных объектах, с заработной платой не менее чем у Фирмы N.
На этапе проведения открытого тендера «Услуги по содержанию и обслуживанию общежитий, административно-бытовых зданий АО «Эмбамунайгаз» и прилегающей к ним территории», Фирма N подала иск к Обществу и в соответствии с определением Специализированного межрайонного экономического суда Атырауской области от 28.11.2023 г. Обществу было запрещено совершать дальнейшие действия по объявленному тендеру.
В целях непрерывного обеспечения жизнедеятельности, Обществом был рассмотрен вопрос о продлении действующего на тот момент Договора в рамках подпункта 17) пункта 1 статьи 65 Порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг АО «ФНБ «Самрук-Қазына» (далее – Порядок), в связи с чем в адрес Фирмы N было направлено письмо от 25.12.2023 г., в ответ на что Фирма N письмом от 26.12.2023 г. выразило свое несогласие.
Ввиду несогласия Фирмы N, руководствуясь подпунктом 10) пункта 1 Статьи 59 Порядка, Общество для непрерывного обеспечения производства осуществило закупку из одного источника на основе ежедневной и (или) еженедельной потребности на период с даты объявления тендера и до заключения договора по итогам открытого тендера с Фирмой N на период с 01.01.2024 г. до заключения договора по итогам открытого тендера.
Согласно определению Атырауского областного суда от 20.02.2024 г., открытый тендер был возобновлен и подведены итоги, по результатам которого победителем было признано ТОО «Мейрәлі», однако на основании повторной подачи жалобы Фирмы N, заключение договора с победителем было заблокировано уполномоченным органом по закупкам.
После рассмотрения пояснений Общества по вышеуказанной жалобе, уполномоченным органом по закупкам 25.04.2024 г. были сняты данные ограничения и 26.04.2024 г. Обществом был заключен договор с победителем открытого тендера ТОО «Мейрәлі».
Касательно несоответствий квалификационным требованиям ТОО «Мейрәлі», которые Фирма N указывает в своем обращении, сообщаем следующее.
В составе тендерной заявки ТОО «Мейрәлі» для подтверждения квалификационного опыта работы были представлены акты за 5 лет, подтверждающие прием-передачу оказанных услуг (далее — акты), при этом акты за 2018 г. тендерной комиссией Общества признаны несоответствующими требованиям тендерной документации, что было отражено в протоколе предварительного рассмотрения тендерных заявок от 11.12.2023 г., а именно в части:
- акта №12 от 31.03.2018 г., отсутствуют номер и дата договора;
- совокупный объем оказанных услуг по одному договору за 2018 г. составляет менее 75 миллионов тенге без учета НДС.
На этапе доведения тендерных заявок до соответствия, ТОО «Мейрәлі» дополнительно представлены акты и счета-фактуры за 2023 г., общая сумма которых по одному договору составляет более 75 миллионов тенге без учета НДС, которые тендерной комиссией Общества признаны соответствующими требованиям тендерной документации, что следовательно, подтвердили опыт работы за 2019-2023 гг.
Касательно направления Обществом запросов контрагентам ТОО «Мейрәлі», поясняем, что документы ТОО «Мейрәлі» представленные в составе тендерной заявки, соответствуют требованиям тендерной документации по данной закупке, в связи с чем у Общества отсутствовала необходимость направления каких – либо запросов третьим лицам. Согласно пункту 8 статьи 42 Порядка, право направления тендерной комиссией запросов возникает при необходимости уточнения сведений, представленных в составе тендерной заявки.
Что касается отсутствия публикации на сайте Холдинга сообщаем, что закупки Общества проводятся на веб-портале АО «Самрук-Казына» — zakup.sk.kz, обеспечивающей открытый доступ проведенных электронных закупок, и на данном веб-портале формируются и опубликовываются вся документация по закупкам, включая протоколы итогов проведенных закупок.
Относительно «отсеивания победителей», данные доводы также не подлежат действительности, так как, к примеру, заявка о включении ТОО «AZARA» в реестр ненадежных потенциальных поставщиков (поставщиков) Фонда была направлена по причине нарушения данной организацией требований Порядка в части невнесения ею обеспечения исполнения договора в установленные договором сроки, а по оставшимся указанным организациям – ТОО «СТЭП», ТОО «N&K Architects» сообщаем, что во время проведения тендерных процедур от других участников закупок на веб-портале закупок поступили жалобы на документы по опыту работы данных потенциальных поставщиков, доводы которых не подтвердились и соответственно далее закупки были возобновлены уполномоченным органом по закупкам с дальнейшим заключением по ним соответствующих договоров.
Касательно информации в части экономии Фирмой N бюджетных средств свыше 1,6 млрд. тенге по Договору заявляем об их действительности, так как вышеуказанная сумма образовалась ввиду уменьшения объемов некоторых услуг и количества товаров, предусмотренных Договором, по причине отсутствия у Общества потребности за период 2021 по 2023 гг.
А по поводу доводов по увеличению Обществом бюджета более чем на 3 млрд.тенге поясняем, что они являются недостоверными, так как итоговая сумма вновь заключенных договоров по 9-лотам увеличилась по сравнению с предыдущим Договором за аналогичный период на 1,6 млрд.тенге, которая предусматривает выполнение большего (увеличенного) объема услуг (что подтверждается информацией на сайте zakup.sk.kz), но при этом по ценам ниже чем у Фирмы N, а также включающая в себя нижеследующие расходы, связанные с:
— увеличением средней заработной платы персонала от 150,0 тыс. тенге до 160,0 тыс. тенге;
— увеличением цен за питание с 3478,58 тенге до 7602,65 тенге, т.к. предыдущие тарифы были 2021 г.;
— увеличением численности персонала с 614 человек до 860 человек (246 человек) в связи с увеличением объектов обслуживания.
Сумма, выделенная для закупок предусмотрена Обществом на 12 месяцев, но в связи с неоднократными жалобами Фирмы N, договор был заключен 26.04.2024 г. Соответственно, расходы ТОО «Мейрәлі» будут учитываться с момента заключения договора по 31.12.2024 г. согласно фактически оказанным услугам без учета объемов, предусмотренных за январь по конец апреля 2024 г., на основании дополнительного соглашения к договору.
Помимо вышеизложенного сообщаем, что все вышеуказанные вопросы ранее уже были рассмотрены в соответствующих уполномоченных органах, которые также не нашли своего подтверждения, как и в судебных инстанциях по инициированным искам Фирмы N: 1) о требовании продления срока действия Договора; 2) об оспаривании протоколов итогов закупок.