Казахстанская стройка спасла поседевшего инженера, приговоренного к высшей мере наказания: его направили на возведение нефтепровода Гурьев (ныне Атырау) — Орск.
(примечание редакции CaspianLife: материал полностью перепечатан с сайта АО НК «КазМунайГаз»).
Первый нефтепровод на территории Казахстана был сооружен в 1912 году обществом «Эмба». Нефтепровод Доссор-Ракуши-Каспий имел в диаметре всего 6 дюймов (≈150 мм), а длина его составляла 65 км. По нему нефть из Доссора через Искене транспортировали к посёлку Ракуши в Гурьевской (ныне Атырауской) области.
Однако дальнейшее формирование и развитие сети нефтепроводов в Казахстане было связано с вводом в эксплуатацию крупного нефтепровода Гурьев-Орск (Каспий-Орск), имевшего большое народнохозяйственное значение. Строительство трубопровода велось с 1932 года, а 5 октября 1935 года он был сдан в эксплуатацию для поставки эмбинской нефти на Орский нефтеперерабатывающий завод. Протяженность трубопровода, который стал первым в Казахстане магистральным нефтепроводом, составляла 720 км, а диаметр — 300 мм. Объем перекачки — от 1,5 до 6,5 млн тонн нефти в год.
Немногим ранее, в феврале 1930 года в СССР заработала вторая нитка нефтепровода Баку-Батум протяженностью 832 км. Всеми этапами стройки руководил инженер Антон Булгаков (1879-1972), считавшийся незаменимым специалистом высочайшего уровня. Он разработал и осуществил на практике приёмы сварки и укладки труб, которые позднее вошли в технические условия на производство подобных работ (способ сварки арматуры и вставок со снятием температурных напряжений; способ соединения длинных уложенных участков; методы нахождения мест установки компенсаторов и мёртвых точек с учётом профиля и т. д.).
Но самым главным новшеством стала технология перекачки «из насоса в насос», предложенная Булгаковым впервые в мировой практике. До этого при каждой перекачивающей станции строили промежуточные резервуары. Экспертная нефтепроводная комиссия Госплана СССР, которую возглавляли маститые инженеры Владимир Шухов (1853-1939) и Леонид Лейбензон (1879-1951), сначала отвергла эту идею, и лишь по настоянию инженера были проведены опыты, которые подтвердили его мысли. Сам же Булгаков спустя годы признавал, что это изобретение стало самым большим свершением его жизни: «Экономия от достигнутого уменьшения потерь лёгких продуктов настолько велика, что её трудно даже учесть».
13 февраля 1930 г. нефтепровод Баку-Батум был пущен в эксплуатацию по всей длине. Все агрегаты работали нормально. В тот же день Булгакова представили к ордену Трудового Красного Знамени, о чём оповестили местные и центральные газеты.
И всё вроде было хорошо, пока после торжественного открытия нефтепровода, на следующие сутки аресту не подверглись сразу несколько сотрудников «Азнефти». И среди них — главный прораб стройки — 50-летний Антон Булгаков, а также нефтяник Давид Ландау — отец будущего гениального физика Льва Ландау.
Причиной ареста стал донос, где рассказывалось, что бывший главный механик военного порта в Батуме Булгаков с 1902 года состоял в партии эсеров, а после Февральской революции был избран председателем Батумской городской думы. Заподозрив в инженере «врага народа», представители НКВД сочли неизбежные задержки и ошибки в проектировании и строительстве умышленным разбазариванием народных средств. В итоге Антона Булгакова как «руководителя филиала вредительской организации» приговорили к высшей мере наказания — расстрелу, который, к счастью, заменили 10-летним сроком заключения. Однако вскоре его как уникального специалиста, не сняв судимости, направили в Казахстан, на возведение нефтепровода Гурьев – Орск.
И именно казахстанская стройка спасла в одночасье поседевшего инженера… Изначально планировалось, что нефть для нового Орского НПЗ в Оренбургскую область будут доставлять из Баку водным транспортом, но ученые доказали, что трубопровод будет экономичнее. Для построек на магистрали Булгаков предложил использовать сборные деревянные конструкции и применять местный материал саман — кирпич-сырец из глинистого грунта с добавлением соломы. Это позволило сократить смету на 6,5 млн. рублей. Руководили прокладкой трассы молодые инженеры, часто сменявшие друг друга. Лучшие из них старались учиться у опытного коллеги. Они считали Булгакова настоящим корифеем, зачастую обсуждение с ним рабочих вопросов превращалось в настоящие лекции и семинары. Передавая свой опыт, он создавал местную инженерную школу, благодаря которой до сих пор не прерывается преемственность знаний.
В ходе строительства нефтепровода Гурьев-Орск инженер Булгаков проанализировал в 1933 году также напряжения, возникающие в стыках трубопровода при колебаниях температуры или при укладке его в траншею, о чем вышла статья в журнале «Нефтяное хозяйство». При новизне сварки, как основного метода строительства трубопроводов, анализ условий прочности стыков был чрезвычайно актуален. Тем более, зона строительства трубопроводов перемещалась все дальше на север. Автор делал вывод, что «доброкачественный сварной стык в находящейся на поверхности земли трубе не может разорваться от одного только температурного напряжения».
Первый крупный казахстанский трубопровод в голой степи строили почти три года и ввели в эксплуатацию в начале октября 1935-го. Система работала так: сырье в танкерах по Каспию доставлялось из Баку в Гурьев (ныне Атырау), а оттуда по трубам — в Орск, на Южный Урал, где появились новые предприятия, включая Орский нефтеперерабатывающий завод. В первый сезон по магистрали перекачали 1,5 млн. тонн черного золота без срывов и аварий. Результат превзошел все ожидания. Трубопровод Гурьев-Орск считался образцовым, по протяженности и пропускной способности он был самым мощным в Европе. Его построили полностью из отечественных материалов, оборудовали отечественным оборудованием. Правда, из-за отсутствия землеройных машин и трубоукладчиков — рытье траншей, очистку и изоляцию труб проводили вручную, а те же трубы опускали при помощи талей (грузоподъемных устройств). На отдельных участках, где требовалась усиленная изоляция трубы, трубу обматывали мешковиной, покрывая её нефтебитумом.
Кстати, с этого нефтепровода начался трудовой путь и видного деятеля нефтепроводной отрасли Казахстана Нурибека Набиевича Шманова (1928-1979). Нурибек Набиевич работал начальником Гурьевского товарно-транспортного управления, был ветераном нефтяной отрасли, первым казахом-ученым, исследовавшим вопросы эксплуатации «горячих» магистральных нефтепроводов, теоретиком и прикладником. Ныне его имя носит одна из нефтеперекачивающих станций АО «КазТрансОйл».
А что было дальше с Антоном Булгаковым? После 1934 года Булгаков был направлен в трест «Нефтепроект» Наркомата тяжелой промышленности СССР, где стал главным инженером строительства Одесского крекинг-завода. Однако, 6 февраля 1938 года Булгаков, проектировавший Гдовский сланце-перегонный и битумный завод в Ленинградской области, снова был арестован. Он был назван участником «шпионско-диверсионной группы белогвардейской фашистской организации Российских Объединенных Националистов-Демократов». В 1939 году Булгакова приговорили к 5 годам исправительно-трудовых лагерей с последующей ссылкой.
Затем Булгакова освободили и направили на строительство трубопровода «Войвож-Ухта». Когда этот газопровод сдали в эксплуатацию (1948 год) с Булгакова была снята судимость. На рубеже 50-60-х годов Булгаков участвовал в испытаниях лаборатории прочности ВНИИСТ (Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству и эксплуатации трубопроводов, объектов ТЭК).
Один из пионеров международного трубопроводного строительства Антон Викторович Булгаков скончался в Москве 2 февраля 1972 г. в возрасте 92 лет. По всем «преступлениям», в итоге, он был реабилитирован.
Источник: сайт АО НК «КазМунайГаз»