CaspianLife, 9 октября. Вице-премьер – министр национальной экономики Серик Жумангарин провел оперативное совещание с участием руководителей госорганов, Пограничной службы, министерства иностранных дел, Комитета миграционной службы МВД, заместителей акимов приграничных регионов и депутат Мажилиса Парламента.
Как сообщает пресс-служба премьер-министра РК, темой обсуждения стала «… ситуация с накоплением грузового транспорта на пунктах пропуска при въезде в Российскую Федерацию и жалобами водителей в связи с действием новых норм миграционного законодательства РФ».
Далее поясняется, что с 1 января 2025 года в России вступил в силу закон, согласно которому иностранные граждане могут находиться на территории РФ без регистрации не более 90 дней в течение календарного года, вне зависимости от числа въездов и выездов. Ранее этот срок составлял 180 дней в течение года. Эти ограничения распространяются и на водителей, осуществляющих международные грузовые и пассажирские перевозки. Более того, пребывание на территории России и Беларуси учитывается суммарно, поскольку эти страны образуют Союзное государство. Таким образом, нахождение водителя в Беларуси также засчитывается как пребывание в России, что значительно сокращает допустимый срок его нахождения.
Данная норма действует для большинства безвизовых стран, включая Казахстан, Армению, Азербайджан, Кыргызстан, Узбекистан и другие. В то же время, как уточнили в Пограничной службе КНБ, срок пребывания не учитывается, если иностранный гражданин оформил разрешительные документы, такие как вид на жительство, разрешение или заявление на временное проживание. В таких случаях лимит приостанавливается.
В Казахстане аналогичные требования по пребыванию иностранных граждан без регистрации составляют 90 дней в течение полугода и не применяются к водителям, выполняющим международные грузовые и автобусные рейсы, что соответствует международной практике.
«Ситуацию усугубило начало рейдовых мероприятий, проводимых с сентября этого года со стороны России по выявлению серого импорта. Из-за дополнительных проверок увеличилось время досмотра грузового транспорта на отдельных пунктах пропуска», — уточняется в сообщении.
Депутат Мажилиса Болатбек Нажметдинулы отметил, что под действие новых правил миграционного законодательства фактически попали не только международные перевозчики, но и водители, работающие внутри стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). У большинства из них лимит пребывания в РФ уже исчерпан и они вынуждены ожидать начала нового года, чтобы вновь выйти в рейсы. А некоторые, кто превысил установленный лимит в 90 дней, были задержаны и получили уведомления о необходимости покинуть страну в связи с нарушением новых норм миграционного законодательства.
Казахстанская сторона уже ведет переговоры с российскими коллегами на различных уровнях. Два дня назад, 7 октября, Серик Жумангарин обозначил этот вопрос на встрече с Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Казахстане Алексеем Бородавкиным. Обе стороны выразили готовность совместно и оперативно урегулировать возникшие трудности.
«В Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) направлено официальное обращение о признании сложившейся ситуации барьером, препятствующим внешней торговле. Этот вопрос будет рассмотрен 13 октября на площадке ЕЭК и 7 ноября — на 26-м заседании Межправительственной комиссии по сотрудничеству Казахстана и России», — сообщает пресс-служба главы правительства РК.
Справочно:
На границе Казахстана с Россией действуют 30 автомобильных пунктов пропуска. В 2024 году через них прошли 14,3 млн. человек, 3 млн. легковых и 2 млн. грузовых автомобилей. Крупнейшими пунктами пропуска для грузового автотранспорта являются Сырым, Кайрак, Жайсан, Косак, Ауыл, Курмангазы и Жана жол.
Источник: www.caspianlife.kz
Фото: Рахим Койлыбаев