CaspianLife, 20 апреля. Подсудимые обвинялись в хищении бюджетных денежных средств в ходе строительства социальных объектов (школы, спортзалы и врачебные амбулатории) во время пандемии.
Судом №2 города Атырау было рассмотрено уголовное дело в отношении:
— работника подрядной компании гражданина Т. и его родственника К.,
— инженеров по техническому надзору О. и М.,
— руководителя компании технического надзора К.,
— сотрудников управления строительства акимата Атырауской области — С., Н. и Ж.
Как сообщает пресс-служба суда №2 города Атырау, указанные граждане обвинялись:
— в присвоении и растрате чужого имущества, вверенного виновному с использованием своего служебного положения, в группе лиц по предварительному в особо крупном размере (п.2 ч.4 ст.189 УК),
— в пособничестве совершения хищения (ч.5 ст.28–п.2 ч.4 ст.189 УК)
— выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ,
— оказании услуг, отгрузке товаров с целью извлечения имущественной выгоды, причинившей крупный ущерб государству, причем, совершенное неоднократно (ч.3 ст.28, ч.1 ст.216, ч.3 ст.28, п.1 ч.2 ст.216 УК).
Предъявленное обвинение:
Подсудимый Т. обвинялся в том, что при неустановленных досудебным расследованием обстоятельствах, через своего родственника К., вступил в преступный сговор с использованием служебного положения и неоднократно, с заместителями управления строительства Н. и Ж., руководителем отдела строительства С., с которыми (в группе лиц и по предварительному сговору) похитили бюджетные средства, выделенные на строительство объектов, а именно:
— трёх спортивных залов,
— школы на 300 мест в селе Дамба,
— семейно-врачебной амбулатории на 25 посещений в смену в мкр. Кокарна»,
— семейно-врачебной амбулатории на 25 посещений в смену в мкр. Кара депо
… путем составления и подписания актов выполненных работ, не соответствующих действительности.
Инженеры по технадзору М. и О., директор ТОО — К., пособничали им в хищении и похитили бюджетные средства на сумму более 470 млн. тенге, тем самым причинили ущерб государству в особо крупном размере.
Кроме этого, подсудимый Т. обвинялся в том, что он, являясь директором ТОО, для придания законности необоснованно потраченных бюджетных средств и с целью увеличения затратной части ТОО, в 2019 году отобразил приобретение услуг с другим ТОО. Также в 2020 году отобразил приобретение услуг со вторым ТОО, тем самым, будучи субъектом частного предпринимательства, неоднократно совершил действия по выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с целью извлечения имущественной выгоды, причинив государству крупный ущерб.
Установлено судом:
В суде установлено, что четыре объекта, на строительство которых были выделены бюджетные средства, на момент возбуждения уголовного дела не были завершены. Все договоры по проведению государственных закупок, строительства, сделки с подрядной организацией не были признаны судом недействительными, мнимыми или притворными. Преступный сговор между подсудимыми не был установлен, как в ходе досудебного расследования, так и в суде.
Кроме того, было установлено множество объективных причин, препятствовавших завершению строительства в срок, таких как:
— несвоевременное выделение денежных средств на строительство заказчиком, что повлекло составления дополнительных договоров,
— пандемия,
— отсутствия рабочей силы,
— удорожание строительных материалов,
— выполнение дополнительных работ самим подрядчиком, которые не были предусмотрены проектно-сметной документацией (ПСД), соответственно эти дополнительные работы, не были учтены при проведении строительно-экономических экспертиз,
— несоответствие цен на строительные материалы, которые подлежали корректировке
… и другие обстоятельства, которые свидетельствовали об отсутствии умысла подсудимых на совершения хищения либо пособничества к совершению такого хищения.
В суде были установлены существенные нарушения норм Уголовно-процессуального кодекса (УПК) при проведении следственных действии со стороны сотрудников департамента экономических расследований (ДЭР), в том числе и при проведении негласных следственных действий (НСД). Ряд доказательств, добытых органом досудебного расследования, ввиду нарушения норм УПК, признаны судом недопустимыми.
Кроме этого, стороной обвинения не были предоставлены суду доказательства того, каким образом некоторым подсудимым были вверены бюджетные денежные средства, в хищении которых они обвиняются.
Позиция сторон:
Прокурор просил назначить наказание Т. — 10 лет, К., К., Н., Ж. — по 8 лет, О., М.- по 7 лет 6 месяцев, С. — 7 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности на срок 10 лет, в отношении Н., Ж., С. — пожизненно.
Представитель потерпевшего в прениях подтвердил, что эти объекты не завершены, их цель — быстрее закончить строительство и сдать объекты. Относительно гражданского иска и принятия законного решения оставил на усмотрения суда.
Подсудимые и защитники просили оправдать их в связи отсутствием состава преступления.
Решение суда:
Суд признал Т., К., К., М., О., Н., Ж., С. невиновными по всем эпизодам, в связи с отсутствием в их действиях состава уголовного правонарушения, вмененных им.
Суд признал право подсудимых на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовное производство, за незаконное уголовное преследование.
Гражданский иск оставлен без рассмотрения. Кроме того, судом вынесен ряд частных постановлении в адрес прокурора Атырауской области.
Приговор суда не вступил в законную силу.
(по информации пресс-службы суда №2 города Атырау)
Источник: www.caspianlife.kz
Иллюстративное фото из архива редакции