CaspianLife, 20 февраля. В минувшую субботу, 18 февраля, заместитель генерального прокурора Жандос Умиралиев на заседании центральной избирательной комиссии (ЦИК) РК напомнил о соблюдении законности на всех стадиях избирательной кампании.
Представитель главного надзорного органа страны напомнил, что в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрено двадцать шесть статей за правонарушения, посягающие на избирательные права. Из них девять – за нарушения порядка и условий предвыборной агитации.
Первая – это ответственность по статье 102 за проведение предвыборной агитации в период ее запрещения. Т.е. до 18:00 часов 18 февраля, а также в день голосования и предшествующий ему день – 18 и 19 марта.
Следующая статья – 103, которая предусматривает ответственность за воспрепятствование кандидатам, их доверенным лицам либо политическим партиям в процессе реализации ими права вести предвыборную агитацию.
Статьей 112 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение условий проведения предвыборной агитации через СМИ и онлайн-платформы, которые прописаны в статье 27 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан».
К этому виду нарушений относятся:
1) необъективное освещение СМИ выборной кампании, т.е. искажение целей, задач и результатов предвыборных мероприятий, а также событий и фактов, связанных с ними;
2) публикация СМИ и пользователями онлайн-платформ агитматериалов, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии, а также отказ в предоставлении возможности бесплатного опубликования опровержения;
3) прерывание и комментирование выступлений кандидатов в СМИ сразу после выступления;
4) отказ СМИ в выделении эфирного времени, печатной площади одному из кандидатов, в случае, если другим было дано согласие и другие.
В своем выступлении заместитель генерального прокурора обратил внимание на то, что в соответствии с поправками, внесенными в КоАП 5 ноября 2022 года, теперь по данной статье, помимо СМИ, пользователи онлайн-платформ будут нести ответственность, если опубликуют агитматериалы, заведомо порочащие честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии.
Также Ж.Умиралиев отметил и другие составы административных правонарушений, возможных в период агитации:
— Так, административное наказание по статье 113 КоАП влечет изготовление или распространение анонимных агитационных материалов, которые не содержат обязательных реквизитов.
— Статья 114-ая предусматривает взыскание за умышленное уничтожение или повреждение агитационных материалов.
— Ответственность по статье 120 КоАП установлена за нарушение условий проведения опроса общественного мнения, связанного с выборами. По данной статье административному наказанию могут быть подвергнуты, как СМИ, нарушившие порядок публикации результатов опроса, так и лица, незаконно проводившие их.
— Статьей 122-ой предусмотрена административная ответственность за предвыборную агитацию и распространение агитматериалов лицами, которым законом прямо запрещено это делать. Это – должностные лица госорганов, военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов, судьи, члены избирательных комиссий и религиозные объединения. По этой же статье могут быть административно наказаны виновные лица за подкуп избирателей, а также журналисты, зарегистрированные кандидатами, если они будут участвовать в освещении выборов через СМИ.
За размещение агитационных материалов на памятниках и других объектах, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении для голосования ответственность установлена статьей 124 КоАП.
По статье 125 КоАП административное наказание могут понести кандидаты в депутаты, допустившие нецелевое расходование средств, выделенных из республиканского бюджета на проведение агитации. Вид взыскания, предусмотренный по всем перечисленным статьям Кодекса об административных правонарушениях – штраф от 10 до 50 месячных расчетных показателей.
Следует отметить, что правонарушения, за совершение которых предусмотрена ответственность кандидатов, политических партий и их доверенных лиц по статьям 102, 112 и 122 КоАП, кроме наложения административных штрафов, влекут также отмену решения об их регистрации. Возбуждение дел по этим и другим административным правонарушениям, посягающим на избирательные права, относится к исключительной компетенции прокурора. Дела рассматривает суд. При этом граждане в случае нарушения их избирательного права могут самостоятельно обращаться непосредственно в суд. В этом случае, дела указанной категории сразу рассматриваются судами, но с обязательным участием прокурора.
На сегодня уже зарегистрирован ряд нарушений, выразившихся в несоблюдении установленного порядка и условий проведения опросов общественного мнения по выборам, а также предвыборной агитации. Один из них, касающийся опроса, имел место в столице. Виновное лицо в порядке сокращенного производства постановлением прокурора привлечено к административному штрафу по части 3 статьи 120 КоАП.
Также установлено пять фактов нарушения запрета на агитацию до завершения регистрации кандидатов и партийных списков. По одному из них житель города Талдыкорган судом по постановлению прокурора привлечен к административной ответственности по статье 102 КоАП в виде штрафа. По остальным принимаются меры для привлечения виновных по этой же статье.
Учитывая особую значимость и важность назначенных на 19 марта выборов для общества и страны в целом, в процессе их проведения всем участникам электоральной кампании следует неукоснительно соблюдать предписанные законами требования. По каждому факту нарушения нами будут приниматься все правовые меры, предусмотренные законами.
(по информации пресс-службы генеральной прокуратуры РК)
Источник: www.caspianlife.kz
Фото: @Рахим Койлыбаев