CaspianLife, 18 марта. По поручению главы государства Агентство по защите и развитию конкуренции провел комплексный анализ монопольных товарных рынков, групп и операторов.
Как сообщает Telegram-канал Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК), на рынках нефти и нефтепродуктов основу составляют вертикально-интегрированные компании, работающие по принципу «от скважины до бензоколонки». Группы компаний CNPC и КазМунайГаз, осуществляя 80% добычи нефти, обеспечивают ее переработку на своих НПЗ и через давальцев (Petrosun, КМГ, Petroleum Operating) и реализуют ГСМ аффилированным и крупным компаниям – Sinooil, Petro Retail, Автогаз Трэйд (GazEnergy).
В целом, ценообразование на внутреннем рынке нефти носит нерыночный характер. Действует негласное регулирование цен на нефть, поставляемую на внутренний рынок. Определение цены осуществляется на основе механизма обратного расчета стоимости корзины нефтепродуктов. Иначе говоря, при установлении оптимальной цены на нефтепродукт формируется закупочная цена на нефть. Действуют прямые договоры без применения централизованной торговли и биржевых индикаторов рынка.
«Кроме того, на отечественных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) сформировалась практика дробления единого технологического цикла переработки нефти. Так, в связи реализацией третьим лицам заводского парка хранения и наливных эстакад, ранее принадлежавшего Атыраускому НПЗ, весь сжиженный нефтяной газ напрямую прокачивается в емкости ТОО «Парка хранения сжиженного нефтяного газа». В результате появления новой доминирующей компании увеличивается конечная стоимость продукта», — отмечается в сообщении пресс-службы АЗРК.
На оптовом рынке основные поставщики нефти — ТОО «Petrosun», ТОО «Petroleum Operating» и АО «КазМунайГаз» — приобретают сырье у недропользователей, входящих в группу «CNPC» и «КазМунайГаз», забирая 80% от общего объема поставок нефти на внутренний рынок.
Ценообразование на оптовом рынке нефтепродуктов также носит нерыночный характер. Действуют прямые договоры, биржевая торговля распространяется только на 10% от общего объема внутреннего рынка.
Розничный сегмент представлен крупными сетями автозаправочных станций: «Petro Retail», «Sinooil», «Гелиос», «Газпромнефть-Казахстан», «Автогаз Трэйд» — «GazEnergy», «Royal Petrol». На их долю приходится более 50% рынка с концентрацией в столице и областных центрах республики. Sinooil приобретает объемы напрямую у своей аффилированной компании Petrosun, Petro Retail — у бывшего собственника данной сети — КазМунайГаз.
В качестве предложения Агентство по защите и развитию конкуренции разработало новую схему реализации нефтепродуктов, которая будет направлена уполномоченным органам и игрокам рынка.
Источник: www.caspianlife.kz
Иллюстративное фото из архива редакции CaspianLife