CaspianLife, 23 августа — Замеры глубин на разных участках судоходного канала показали, что ситуация критическая, устье реки сильно обмелело, в некоторых местах её глубина около полуметра.
В минувшую пятницу, 20 августа, для выяснения реальной ситуации по состоянию реки, в устье Жайыка (Урала) на маломерных судах выехала межведомственная комиссия. В её состав вошли представители управления рыбного хозяйства (обл. акимат), местного филиала РГП «Казгидромет», департамента экологии, Жайык-Каспийской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства, государственного природного резервата «Ак Жайык», рыбодобывающих предприятий (природопользоваели) и один из ветеранов рыбной отрасли.
Исследования с помощью прибора для измерения глубин, которые проводил представитель филиала «Казгидромет», показали, что на расстоянии от «выхода» реки в сторону моря на 1,5 км глубина составляет меньше одного метра или чуть более 60 см. А на самом «выходе» (у первого бакена) глубина и того меньше — 45 см, то есть, ниже полуметра. И это при том, что перед замерами несколько дней дул благоприятный ветер с моря («моряна»), который хоть и немного, но пригнал воды с Каспия.
Критическое состояние и у ериков (проток) в низовьях реки — многие из них не просто обмелели, а начали пересыхать, превращаясь в отрезанные куски со стоячей водой. А ведь именно через них, выполняющих роль жизненно-важных артерии, идёт в реку на нерест основная масса рыбы, как частиковых, так и осетровых видов. И если река катастрофически мелеет, то протоки уже пересыхают и зарастают камышом, то есть, исчезают …
Осенью 2019 года на финансы, выделенные генеральным подрядчиком проекта «Строительство интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области» компанией «СNСЕС», в этих местах были проведены дноуглубительные работы. Примерно один месяц, до ледостава, чистилось дно реки, затем работа продолжилась весной 2020 года. А уже 22 мая в речной порт города Атырау по этому каналу пришла первая баржа с крупногабаритным грузом (Черное море, порт Констанца — Волго-Донской канал — Каспийское море — Жайык-Каспийский канал — речной порт Атырау). И так продолжалось до 10 июня, пока не пришла последняя шестая баржа. Перевозилось технологическое оборудование, некоторые из них весили 532 тонны.
Тогда, в мае и июне 2020 года, после проведенных работ, глубина составляла от двух до трёх метров. Суда с баржами компании «КазМорТрансФлот» свободно прошли в речной порт и доставили 3 893 тонн крупногабаритного груза. Но, как показали последние замеры 20 августа 2021 года, за один год устье обмелело, примерно, на два метра. И это не считая пересыхающих ериков.
По словам ветеранов рыбной отрасли, во времена СССР на дноуглубительные работы в устье реки Урал (Жайык) из государственной казны ежегодно выделялись финансы. И на протяжении десятилетий, систематически, каждый год чистилось дно реки. Для этого существовало специализированное государственное предприятие — машинно-мелиоративная станция (ММС). В пригороде Гурьева (Атырау) даже был свой рабочий посёлок, который так и назывался — ММС. Своё отделение в виде филиала у предприятия было в Курмангазинском районе, которое также ежегодно проводило дноуглубительные работы на реках Шарон и Кигаш. Может быть, государству стоит возродить такое предприятие? Именно, за счет бюджетных средств, и именно на ежегодной основе?
Если вернуться к последним замерам, которые проводили 20 августа, то нужно учитывать, что в эти дни дула «моряна». Но что будет осенью, когда задует устойчивый «выгон» (северный и северо-восточный ветер), выгоняющий воду из реки в сторону моря? Как грустно заметил один из специалистов, «… тогда Жайык отделится от Каспия».
Источник: www.caspianlife.kz
Фото и видео редакции CaspianLife