CaspianLife, 11 декабря. Министерство энергетики РК сообщает, что информация в СМИ о том, что Казахстан «потерял» 4 млн. тонн нефти из-за инцидента на терминале Каспийского трубопроводного Консорциума (КТК), является ошибочной и основана на неверном понимании технических показателей.
«Разъясняем, что 72 млн. тонн – это проектная пропускная способность казахстанского участка нефтепровода КТК, то есть технический предел системы. При этом план транспортировки через КТК на 2025 год изначально составлял 57 млн. тонн, а прогнозные данные с учетом факта 11 месяцев составляют порядка 68 млн. тонн или 119,3 % к плану. Эта цифра была сформирована исходя из производственных планов добывающих компаний. Таким образом, разница в 4 млн тонн представляет собой свободную мощность трубопровода, а не выпавшие объемы добычи или экспорта. Инцидент на морском терминале не оказал критического влияния на достижение годовых плановых индикаторов», — говорится в заявлении министерства энергетики.
Касательно фактического влияния инцидента на производственные процессы отмечается, что временная корректировка добычи составила порядка 480 тысяч тонн. Это технологически необходимая мера, связанная с заполнением резервуарных парков в период ремонта. При этом уточняется, что «… данный объем не является безвозвратной потерей и будет восполнен в последующие периоды за счет интенсификации отгрузки после выхода терминала на штатный режим работы». В министерстве напомнили, что оценки влияния данных корректировок на бюджет страны на текущем этапе являются преждевременными, так как нефть остается в активе компаний и будет реализована при восстановлении логистики.
В настоящий момент отгрузка нефти на терминале продолжается через действующее выносное причальное устройство ВПУ-1. Технические работы по замене шлангов на ВПУ-3 находятся на завершающей стадии (ориентировочный срок окончания – 15 декабря). Ввод устройства в эксплуатацию позволит восстановить полную пропускную способность.
Для минимизации ограничений министерством энергетики совместно с крупными операторами были своевременно приняты меры по диверсификации маршрутов.
«Следует отметить, что полноценной замены КТК, обеспечивающего основной экспортный поток, у Казахстана нет, однако задействованы все дополнительные каналы. В частности, часть объемов, включая нефть с месторождения Кашаган, была оперативно перенаправлена в Китайскую Народную Республику через нефтепровод «Атасу – Алашанькоу». Это использование действующего, легитимного маршрута, обусловленное технической необходимостью и коммерческими договоренностями акционеров», — подчеркнули в ведомстве.
Также увеличены объемы транспортировки через систему «Атырау – Самара» и задействованы мощности железнодорожного транспорта. Прием и транспортировка казахстанской нефти через порты Новороссийск и Усть-Луга осуществляются в штатном режиме, без ограничений.
«Дополнительно сообщаем, что операционной деятельности участников крупных проектов (ТШО, НКОК, КПО) ничего не угрожает, работа ведется в рамках действующих соглашений, переговоры по смене собственников или выкупу долей не ведутся. Ситуация находится под постоянным контролем Министерства энергетики, угрозы срыва экспортных контрактов нет», — говорится в заявлении .
Источник: www.caspianlife.kz
Фото: Рахим Койлыбаев

