CaspianLife, 18 мая. Реэкспорт автомобилей из США в Казахстан через Грузию – это динамичная, но сложная бизнес-модель, которая требует глубокого анализа рисков и возможностей.
Американский рынок (пока действуют старые пошлины) предлагает большой выбор подержанных автомобилей (включая премиум-сегмент и электромобили) по ценам ниже, чем в ЕС или Азии. Автомобили из США привлекательны из-за конкурентоспособных цен, богатой комплектации и большого выбора моделей, включая электромобили, которые становятся популярнее в РК.
Казахстанцы активно покупают автомобили из Грузии, особенно восстановленные после аварий, так как их стоимость ниже, чем на внутреннем рынке. В 2024 году из Грузии в РК ввезено 33 892 авто, преимущественно североамериканского производства.
Грузинские порты служит ключевым перевалочным пунктом для реэкспорта автомашин в Центральную Азию. Например, через порты Батуми и Поти организовывается основная доставка авто в Казахстан с последующей растаможкой. Морской путь из США в Грузию – составляет примерно 60–90 суток. Сухопутный транзит из Грузии в Казахстан 5 — 10 дней (плюс таможенные процедуры).
В основном казахстанские покупатели покупают через посредников на американских аукционах: Copart, IAAI и Manheim, что позволяет находить машины с 20–40% дисконтом, особенно после аварий (как правило авто ремонтируются в Грузии).
Казахстанцы кроме классических седанов (Camri, Mazda и Hyundai) выбирают американские внедорожники (Ford Explorer, Chevrolet Tahoe) и люксовые бренды (Lexus, Mercedes), которые дешевле ввезти через Грузию, чем покупать локально. Также, растет интерес к Tesla и Hyundai Ioniq (несмотря на слабую зарядную инфраструктуру в РК).
Импортная пошлина в Грузии – 5% (против 15–30% в Казахстане). Порты Батуми и Поти, а также сухопутный коридор (через КПП «Ларс» в РФ) сокращают сроки доставки по сравнению с маршрутом через ОАЭ.
Вместе с тем, с 2025 года В Грузии веден запрет на ввоз авто старше 10 лет (можно возить авто 2015+ года выпуска).
В Казахстане работает система онлайн-отслеживания товаров, поэтому существует риск блокировки реэкспорта через «серые схемы». Рост утилизационного сбора (например, для авто с двигателем 3.0 л – до 2.26 млн тенге с мая 2025 года).
До 5% машин получают повреждения при перегрузке. Чтобы снизить риск повреждения используются контейнерные перевозки через международные компании морских перевозок Maersk и MSC.
Грузия, стремясь в ЕС, ужесточила контроль за реэкспортом в Россию, что может косвенно затронуть и Казахстан. Например, транзит через Армению или Кыргызстан может потребовать дополнительных проверок. США и ЕС вводят вторичные санкции против компаний, участвующих в обходе ограничений, что повышает юридические риски.
Проверка истории авто осуществляется через программы Carfax/AutoCheck для исключения «утопленников» и машин с пробегом.
Реэкспорт машин из США в Казахстан через Грузию остается перспективным, но требует учета следующих вопросов:
- Гибкости в выборе моделей (акцент на 2018+ г.в. и электромобили);
- Инвестиций в логистические цепочки (страхование, проверенные перевозчики);
- Постоянного мониторинга законодательства Казахстана и Грузии.
Автор: Серик Смаилов