CaspianLife, 6 января. Об этом сообщается на официальном сайте Президента Азербайджанской Республики.
Сегодня Ильхам Алиев встретился с членами семей погибшего экипажа пассажирского самолета Embraer 190 ЗАО «Азербайджанские авиалинии», потерпевшего крушение при выполнении рейса Баку-Грозный, и выжившими бортпроводниками. Выступая на встрече, Президент Ильхам Алиев напомнил, что 25 декабря пассажирский самолет AZAL, летевший по маршруту Баку-Грозный, в результате внешнего воздействия близ города Грозный потерял управление, получил повреждения и практически был приведен в неуправляемое состояние. По его словам, именно благодаря профессионализму, героизму и самоотверженности пилотов самолет смог совершить аварийную посадку в городе Актау.
Из выступления Ильхама Алиева (цитаты):
«Азербайджанское государство высоко оценило действия пилотов и всех членов экипажа. Моим распоряжением после церемонии прощания с членами экипажа трое из них – два пилота и бортпроводница были удостоены звания «Национальный герой», а два бортпроводника награждены орденом «Рашадат» 1-й степени. Если бы не профессионализм и героизм пилотов, то выживших в этой катастрофе не было бы».
«Как вы знаете, была создана Государственная комиссия, она функционирует. В то же время по моему указанию прокуратура Азербайджана возбудила уголовное дело. Предварительное расследование уголовного дела еще раз подтверждает высказанную мной версию. Предварительная информация об этом у нас была уже 29 декабря, и в интервью Азербайджанскому телевидению после церемонии прощания я довел до азербайджанского народа, как свое мнение, так и информацию, предоставленную нам следствием. Я сказал, что азербайджанская общественность будет регулярно информирована о ходе следствия.
Рабочие группы прокуратуры были командированы в города Грозный и Актау, где провели оперативную работу. Еще раз говорю, есть предварительные данные. Естественно, после завершения следствия мы предоставим азербайджанской общественности полную информацию. Однако хочу еще раз обратить ваше внимание на один момент, о котором я сказал 29 декабря: в городе Грозном операция «Ковер», то есть операции по закрытию воздушного пространства была объявлена после того, как самолет был обстрелян с земли. Это еще раз показывает, что здесь есть очень серьезные вопросы, имеющие состав преступления. Обычно при возникновении опасности в воздушном пространстве какой-либо страны оно немедленно закрывается. Это действует во всех странах и имеет разные названия. В России это называют операцией «Ковер». Если существовала угроза воздушному пространству России, то капитан самолета должен был быть немедленно проинформирован об этом. Воздушное пространство должно было немедленно закрыться, и самолет должен был вернуться назад. Должен также отметить, что примерно за 10 дней до произошедшей авиакатастрофы аналогичный инцидент произошел близ города Грозный. Принадлежащий AZAL самолет с полпути вернулся назад. Почему на этот раз экипаж самолета не был предупрежден? Естественно, это покажет расследование. Еще раз хочу сказать, что имеющаяся у нас информация основана на правде. Попытки государственных структур России замять этот инцидент и настаивать на абсурдных версиях вызывают у нас и удивление, и сожаление, и справедливое возмущение. Погибли невинные люди. Повторяю, именно благодаря героизму пилотов и членов экипажа в этой катастрофе выжило около 30 человек, несколько из них получили тяжелые ранения. Должен также отметить, что большинство погибших в результате аварии были гражданами Азербайджана. В то же время погибли граждане России и Казахстана, а граждане Кыргызстана были ранены».
«Начался процесс открытия черных ящиков. По нашему настоянию этот процесс осуществляется в Бразилии. Я сказал об этом в телеинтервью 29 декабря — что мы, несмотря на все предложения и настойчивость, категорически возражали против открытия черных ящиков Межгосударственным авиационным комитетом. Потому что объективность здесь могла быть поставлена под сомнение. Если сказать на юридическом языке, здесь могло бы возникнуть столкновение интересов. Поэтому при участии представителей Азербайджана, Казахстана и России в Бразилии начат анализ черных ящиков, и, наверное, информация об этом будет предоставлена в ближайшее время. Естественно, все вопросы, которые до сих пор не открыты, будут раскрыты. Ясно как день то, что самолет был приведен в неуправляемое состояние средствами радиоэлектронной борьбы. Очевидно и то, что самолет был поврежден в результате огня, открытого с земли. Но почему самолет был отправлен в Актау? У нас пока нет информации об этом. Это произошло по решению местных диспетчеров, либо пилоты поняли, что средства радиоэлектронной борьбы в воздушном пространстве России уже не позволят им приземлиться, и сами сделали этот выбор? Информации об этом у нас пока нет. Естественно, после открытия черных ящиков вся эта информация появится».
«Наверное, вы тоже следите за тем, как эта трагическая новость освещается в мировой прессе. Помимо всего прочего, буквально все эксперты отмечают профессионализм и героизм пилотов, также высокие качества всех других членов экипажа. Потому что в такой ситуации совершить аварийную посадку и дотянуть до берега самолет, который практически был неуправляем в результате постороннего воздействия в воздушном пространстве России, требовало как профессионализма, так и героизма. Никто не растерялся, хотя, как я уже говорил, члены экипажа понимали, что шансов выжить практически нет. Пилоты наверняка были уверены в том, что это их последний рейс, но, тем не менее, делали все для того, чтобы спасти людей. Это и есть героизм. Если и есть критерии героизма и самопожертвования, то вот то, что сделали пилоты, это так и должно называться».
«Если бы были своевременно приняты меры по закрытию воздушного пространства России в районе города Грозный, если бы были соблюдены все правила наземных служб, а также координация между Вооруженными силами Российской Федерации и гражданскими службами, этой трагедии не произошло бы».
«Я не хочу пока раскрывать все материалы уголовного дела, первичное расследование и результаты его мне доложены, но могу с уверенностью сказать, что вина за то, что азербайджанские граждане погибли в этой катастрофе, лежит на представителях Российской Федерации. И мы требуем справедливости, мы требуем наказания виновных, мы требуем полной прозрачности и человеческого поведения».
«То, что черные ящики были отправлены в Бразилию, также говорит о том, что мы требуем объективности. Я уже об этом говорил после церемонии прощания с экипажем: если бы мы с первых же минут или же часов увидели со стороны официальных кругов Российской Федерации попытку объективно расследовать эту трагедию, мы бы, скорее всего, согласились с тем, чтобы расшифровка черных ящиков осуществлялась бы Межгосударственным авиационным комитетом. Мы с этой структурой сотрудничали на протяжении десятилетий, и активно сотрудничали. И эта структура, по существу, занималась расследованием авиакатастроф на пространстве бывшего СССР.
Но когда мы увидели попытку замять это дело, списать это на каких-то птиц или взрыв газового баллона, естественно, сомнения у меня и у азербайджанской общественности в объективности расследования этой структурой были достаточно серьезными. Сейчас, когда расшифровка черных ящиков происходит, и уверен, что в ближайшее время мы узнаем предварительный результат, и все встанет на свои места и вся картина произошедшей трагедии будет известна. И это, естественно, будет важным моментом в деле полного расследования этой трагедии и наказания виновных в ней».
С полным текстом выступления Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева можно ознакомиться ЗДЕСЬ.
От редакции CaspianLife: Как ранее сообщалось, утром 25 декабря 2024 года самолет Embraer E190, принадлежащий компании Azerbaijan Airlines, потерпел крушение вблизи города Актау (административный центр Мангыстауской области, Казахстан). Он совершал рейс по маршруту Баку – Грозный. На борту находилось 67 человек, среди них граждане Казахстана, России, Азербайджана и Кыргызстана. Сразу после крушения в результате проведения аварийно-спасательных работ, были спасены и госпитализированы в медицинские учреждения города Актау 29 человек, в том числе трое несовершеннолетних. На месте катастрофы было обнаружено 38 тел погибших.
Источник: www.caspianlife.kz
Фото Азамата Сарсенбаева (Актау)