CaspianLife, 12 декабря. На заседании правительства министр транспорта РК Марат Карабаев представил доклад по развитию речного транспорта, в котором обозначены текущее состояние отрасли, а также принимаемые и планируемые меры для ее развития.
В своем докладе Марат Карабаев сообщил, что общая протяженность судоходных водных путей в Казахстане превышает 2,1 тыс. км. Судоходство осуществляется в Иртышском, Жайык-Каспийском и Или-Балхашском бассейнах. В инфраструктуру речного транспорта входят 779 судов и три речных порта в Атырау, Павлодаре и Усть-Каменогорске.
По информации пресс-службы министерства транспорта РК, в 2023 году речной транспорт перевез 1,6 млн. тонн грузов, из которых более 90% приходится на Иртышский бассейн. В министерстве считают, что потенциал речного транспорта раскрыт не в полной мере. По прогнозам ведомства, в ближайшие три года объемы перевозок можно увеличить до 4,6 млн. тонн.
Прирост в 2-2,5 млн. тонн может дать раскрытие транзитных возможностей Иртыша. Для развития сообщения между Россией и Китаем предусмотрено строительство нового судоходного шлюза в районе города Семей, порта в районе поселка Тугыл и железной дороги до границы с Китаем на участке Тугыл — Майкапчагай.
«Дополнительный 1 млн. тонн может обеспечить восстановление перевозок через Жайык-Каспийский канал и его включение в состав Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Реализация этого проекта позволит расширить экспортные возможности таких компаний, как KPI и ТШО», — отмечается в сообщении пресс-службы министерства транспорта РК.
При этом подчеркивается, что главной задачей развития речного транспорта является обеспечение безопасности судоходства.
Республиканское государственное казенное предприятие (РГКП) «Қазақстан су жолдары» ежегодно проводит работы по дноуглублению и дноочищению судового хода и выставлению знаков навигационной обстановки. В 2023 году проведены дноуглубительные работы в объеме 2,5 млн. кубометров. Также выставлено около 5 тыс. знаков, проведены дноочистительные работы в объеме 6 тыс. тонн. В следующем году запланировано начала дноуглубительных работ на Жайык-Каспийском канале.
Как сообщил министр М.Карабаев, для усиления принимаемых мер по безопасности требуется заменить изношенные металлоконструкции ворот Усть-Каменогорского, Бухтарминского и Шульбинского судоходных шлюзов, автоматизировать весь процесс путевых работ по обеспечению безопасности судоходства и обновить технический флот, который занимается расчисткой русел рек. В том числе для поддержания судоходных параметров Урало-Каспийского канала планируется приобрести земснаряд морского класса.
Также министр затронул вопрос предоставления уполномоченной организации права на реализацию речного песка, добываемого в ходе дноуглубительных работ. Такое разрешение позволило бы снизить расходы бюджета на содержание «Қазақстан су жолдары».
Источник: www.caspianlife.kz
Фото: @Рахим Койлыбаев