CaspianLife, 17 марта. Об этом рассказал заместитель генерального прокурора РК Жандос Умиралиев во время выступления на заседании Центральной избирательной комиссии (ЦИК).
Он напомнил, что сегодня, в 24:00 часов заканчивается этап предвыборной агитации. Завтра, 18 марта и в день голосования – 19 марта любая агитация запрещена (статья 32 Конституционного закона «О выборах в РК»).
С 14 марта также не допускается опубликование в СМИ результатов опросов, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, голосования в поддержку кандидатов. Нельзя проводить такие опросы в помещении или пункте для голосования (пункт 9 статьи 28 Конституционного закона «О выборах в РК»). Их можно вести лишь на выходах из избирательных участков зарегистрированным юридическим лицам, письменно уведомившим Центральную избирательную комиссию. Результаты данных опросов разрешается опубликовывать в СМИ только после дня голосования, то есть с 00:00 часов 20 марта 2023 года. Не соблюдение указанных требований Конституционного закона влечет ответственность по статьям 102 и 120 Кодекса об административных правонарушениях. Данные правовые требования касаются как внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента, так и депутатов маслихатов всех уровней.
Особая роль в соблюдении выборного законодательства возложена на членов избирательных комиссий. Законом предусмотрена их ответственность за:
— нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей или внесение в них изменений после начала подсчета голосов;
— выдачу гражданам бюллетеней для голосования в целях предоставления им возможности голосования за других лиц;
— непредставление сведений об итогах голосования.
Это влечет административную ответственность (ст.106 — предупреждение или штраф 30 МРП, ст.121 — штраф 25 МРП, ст.110 — штраф 25 МРП, ст.119 — штраф 25 МРП). Уголовная ответственность наступает при совершении деяний, предусмотренных статьями 150 (воспрепятствование осуществлению избирательных прав — от штрафа 100 МРП до лишения свободы до четырёх лет) и 151 (фальсификация избирательных документов или неправильный подсчет голосов – вплоть до четырёх лет лишения свободы) Уголовного кодекса.
Другой категорией участников избирательного процесса, от которых также зависит гласность и прозрачность выборов, являются наблюдатели политических партий, иных аккредитованных общественных объединений, некоммерческих организаций Казахстана, доверенные лица кандидатов. Их деятельность, права и обязанности регламентированы Конституционным законом (статьи 20-1, 20-2, 31).
Этот закон наряду с правами налагает на наблюдателей и доверенных лиц ряд обязанностей, несоблюдение которых влечет для них правовые последствия. Они обязаны иметь при себе документы, удостоверяющие их личность и полномочия, а иностранные наблюдатели — документы, удостоверяющие их личность и аккредитацию.
Не должны вмешиваться в избирательный процесс, в процедуру подсчета голосов, принятия решений избирательной комиссией. В целом, они обязаны не предпринимать действия, препятствующие работе избирательной комиссии. Обязаны выполнять требования Председателя конкретной избирательной комиссии по соблюдению правил поведения на избирательном участке.
Вместе с тем, наблюдатели и доверенные лица вправе делать фото-, аудио-и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов. При этом реализация данного права не может посягать на гарантированные Конституцией права и свободы человека, на принцип соблюдения тайны голосования. Никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия (статья 145 ГК).
Таким образом, фото-, аудио- и видеозапись, наблюдение могут вестись только с учетом защиты тайны голосования, списка избирателей и их персональных данных. Их нарушение влечет административное наказание по статье 79 КоАП (нарушение законодательства о персональных данных) или уголовную — по статье 147 УК (нарушение неприкосновенности частной жизни и персональных данных), если причинен существенный вред.
В случае нарушения наблюдателями действующего законодательства, соответствующая избирательная комиссия вправе отменить регистрацию наблюдателя и удалить его из помещения. Если нарушения допущены иностранным наблюдателем, то Центральная избирательная комиссия по представлению соответствующей избирательной комиссии вправе отозвать его аккредитацию.
Генеральной прокуратурой 18 февраля т.г. на площадке ЦИК и в СМИ, а также прокуратурами регионов разъяснялась ответственность за нарушение порядка и условий проведения предвыборной агитации. Вместе с тем, на выборах депутатов Мажилиса допущены нарушения норм выборного законодательства.
Прокурорами зафиксировано 23 таких факта. Ко всем правонарушителям единый подход. Каждый факт проверен. Виновные понесли административное наказание. Больше всего за агитацию в период ее запрещения. Таких фактов – двенадцать. Из них в шести случаях правонарушителями были три юридических лица и трое граждан. Не кандидаты.
В других шести случаях незаконную агитацию, а именно до окончания срока регистрации кандидатов (до 18:00 часов 18 февраля) провели кандидаты в депутаты Мажилиса. Они были зарегистрированы по одномандатным округам. Прокуроры получили согласие ЦИК на их привлечение. После наложения судом штрафа по статье 102 КоАП и вступления судебных актов в законную силу соответствующие окружные избирательные комиссии (пп.3 п.4-3 ст.89 Конституционного закона «О выборах в РК») отменили их регистрацию. Это требование закона.
Еще один кандидат в городе Алматы привлечен по статье 122 КоАП. Он нарушил условия проведения предвыборной агитации, бесплатно оказал гражданам услуги такси. Признал вину, его регистрация также была отменена.
В период агитации двое жителей города Караганды привлечены к штрафам по статье 114 КоАП за срыв и порчу агитматериалов. Они признались в совершении правонарушения, на них наложен штраф в сокращенном порядке, то есть 50% от суммы положенного максимального штрафа (15 МРП). Это допускается Кодексом об административных правонарушениях. Три факта связаны с проведением незаконных опросов общественного мнения по выборам (Астана — один и Алматы — два). По закону их вправе проводить только юридические лица, имеющие в этом пятилетний опыт и заранее уведомившие ЦИК. Но, два раза опросы провели физические лица и один факт отмечен за юридическим лицом, который не имел опыта и не уведомил ЦИК. Все эти опросы проводились в социальных сетях.
За распространение анонимных агитационных материалов (без выходных данных, место изготовления, тираж, из каких средств оплачено) по статье 113 КоАП привлечены четыре лица, из них три — представители кандидата из Акмолинской области, один — представитель СМИ. Генеральной прокуратурой получено согласие ЦИК на привлечение кандидата в депутаты Мажилиса из Туркестанской области за такое же нарушение (ст.113 КоАП). Это не влечет отмену регистрации кандидата.
С 17 марта, то есть за два дня до голосования отмена решения о регистрации или восстановление ранее снятого с регистрации кандидата не допускается (пп.4 п.4-3 ст.89 Конституционного закона «О выборах в РК»).
Если же говорить о внеочередных выборах депутатов в маслихаты, то здесь прокурорами установлено одиннадцать нарушений. Они аналогичны, как и по выборам депутатов в Мажилис. На шесть граждан наложены штрафы за порчу агитматериалов кандидатов в депутаты маслихатов по статье 114 КоАП.
В Алматы председатель КСК разрешил одному кандидату в депутаты городского маслихата размещать агитматериалы в подъездах обслуживаемых домов, а другому – запретил. Этим он воспрепятствовал данному кандидату вести агитацию и понес наказание по статье 103 КоАП.
В начале марта т.г. жительница Карагандинской области, являясь членом участковой избирательной комиссии, была замечена в распространении агитматериалов кандидата в депутаты районного маслихата. Это запрещено законом и на нее был наложен штраф по части 1 статьи 122 КоАП (нарушение условий проведения предвыборной агитации).
В Туркестанской области кандидат в депутаты городского маслихата нарушил условия проведения предвыборной агитации. Он оказал бесплатно услугу по укладке песчано-гравийной смеси, суд оштрафовал его на 20 МРП по ч.2 ст.122 КоАП.
Другой кандидат в депутаты маслихата в СКО привлечен по статье 113 КоАП за распространение анонимных агитматериалов (без выходных данных, место изготовления, тираж, из каких средств оплачено). Кандидат признал свою вину, в связи с чем, ему в сокращенном порядке наложен штраф в 12,5 МРП.
В городе Атырау в местной газете были опубликованы агитационные материалы двух кандидатов в депутаты областного маслихата. Но данное СМИ не предоставило в соответствующую избирательную комиссию сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления печатной площади, что является нарушением п.3 ст.28 Конституционного закона «О выборах в РК». Собственник печатного издания, признавший правонарушение, в порядке сокращенного производства привлечен по ч.5 ст.112 КоАП к штрафу (25 МРП).
«В этой связи, прошу всех участников избирательного процесса строго соблюдать закон и не допускать нарушений. Высший надзор за соблюдением законности выборного процесса продолжаем», — напомнил заместитель генерального прокурора РК Жандос Умиралиев.
(по информации пресс-службы генеральной прокуратуры РК)
Источник: www.caspianlife.kz
Фото: @Рахим Койлыбаев